Якорное устройство характеризуется количеством и весом якорей, а также количеством и типом якорных механизмов.

Количество и вес якорей, калибр и длина якорных канатов определяются Правилами Регистра СССР для морских буксирных судов и Правилами Речного Регистра РСФСР для буксиров и толкачей внутреннего плавания в зависимости от якорной характеристики. В качестве носовых и кормовых якорей используют нормальные якоря типа Холла. Иногда для низкобортных судов применяют якоря Холла с укороченным веретеном. Якоря других типов используют реже. Хранят якоря во втяжных якорных клюзах. На буксирных судах, часто швартующихся к другим судам, необходимо предусматривать ниши для якорей такой глубины, чтобы якоря не выступали за обводы корпуса. В качестве якорных канатов, независимо от района плавания буксирных судов, используют, как правило, электросварные цепи с распорками и без распорок нормальной прочности (из стали с пределом прочности 37—45 кгс/мм), калибром 15мм и выше, выполненные согласно существующим стандартам. На морских буксирах для якорного каната каждого станового якоря в соответствии с требованиями Регистра СССР предусматривают стопор, обеспечивающий удержание якоря в клюзе по-походному и предназначенный, кроме того, для стоянки судна на якоре. С целью удержания якоря в клюзе по-походному широко применяли цепной стопор, который по традиции нередко сохраняют и на вновь строящихся судах. На современных судах для крепления якоря по-походному предусматривают вспомогательный фрикционный стопор. Он служит также для удержания цепи при ее очистке, окраске, замене соединительных звеньев и др. Стоянка судна на якоре обеспечивается якорным механизмом; тормоз его в системе якорного устройства является основным стопором цепного якорного каната. На буксирных судах и толкачах внутреннего плавания на якорном канате каждого станового якоря, за исключением случаев дистанционной отдачи якорей, предусматривают не менее двух стопоров, предназначенных соответственно для стоянки на якоре и для временного закрепления цепи. В качестве первого используют тормоз якорного механизма, а для второго – вспомогательный винтовой фрикционный стопор. С целью крепления якорного каната при стоянке на якоре иногда используют специальный цепной стопор, равнопрочный цепи якорного каната. Недостатком таких стопоров является жесткое крепление якорного каната, не допускающее его проскальзывания. Тормоз якорного механизма этого недостатка не имеет — он допускает при приложении к канату динамических усилий проскальзывание диска тормоза, а следовательно, и некоторое травление якорного каната.